среда, 11 января 2012 г.

"Реализация государственной программы "Информационное общество" и пути её развития"

Интернет-интервью с А.Ю. Поповым,
директором департамента информационных технологий и связи Правительства РФ:
"Реализация государственной программы "Информационное общество" и пути её развития"

31 октября 2011 года состоялось интервью с директором департамента информационных технологий и связи Правительства РФ Алексеем Юрьевичем Поповым, в ходе которого он рассказал о первых достижениях в ходе реализации программы, подробно остановился на проекте "Электронное правительство" и работе правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Благодарим всех посетителей сайта, приславших свои вопросы.

КонсультантПлюс: Алексей Юрьевич, государственная программа "Информационное общество" на 2011 - 2020 гг. была утверждена распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. N 1815-р. С этого момента прошел уже год. Можно ли уже говорить о первых результатах в реализации программы? Как Вы их оцениваете?

Попов Алексей Юрьевич: Во-первых, с 1 октября 2011 года на федеральном уровне заработало электронное правительство. За прошедший месяц с заявителей, которые обращаются в федеральные органы исполнительной власти, стали требовать гораздо меньше документов. На сегодня это один из социально значимых результатов программы "Информационное общество". Теперь стоит задача сделать то же самое на уровне регионов. Для этого есть еще порядка восьми месяцев - все органы власти субъектов Федерации и муниципалитетов должны перейти на электронное взаимодействие к 1 июля 2012 г. Второй результат, который я хотел бы отметить, - это работа портала государственных услуг http://www.gosuslugi.ru. Несомненно, что порядок работы ведомств при работе с порталом необходимо совершенствовать, но он действительно работает и реально востребован.

И в-третьих, один из наиболее резонансных и обсуждаемых в обществе проектов - это работа портала государственных и муниципальных закупок - одного из крупнейших государственных ресурсов в сети Интернет. Вот конкретные практические результаты, о которых мы можем говорить. Кроме того, часть мероприятий, заложенных в программу, подразумевают более длительный цикл реализации, нежели один год. Но и за год, на мой взгляд, мы достигли весьма неплохих результатов. Сейчас в правительстве активно обсуждаются изменения, которые необходимо внести в программу "Информационное общество", - готовится к выходу новое распоряжение.

В первую очередь изменения коснутся процедуры предоставления субсидий регионам. Если раньше программа была нацелена только на финансирование федеральных мероприятий, то теперь ежегодно порядка 670 миллионов рублей на конкурсной основе будут распределяться между субъектами Федерации. Мы планируем, что эти средства будут направляться на активное внедрение систем электронного взаимодействия. Несомненно, что для целого ряда регионов, такое денежное подспорье будет очень кстати.

КонсультантПлюс: Заложенные в программу мероприятия предполагают участие и распределение ответственности между различными ведомствами - Минкомсвязи, Минэкономразвития, ФСО, ФСБ, Минобрнауки. Создан ли какой-то межведомственный орган, который регулирует общий ход выполнения программы?

Алексей Юрьевич: В настоящее время эти функции возложены на правительственную комиссию по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, а также на правительственную подкомиссию, которая выполняет операционный участок работы. Эти два органа еженедельно собираются, принимают решения, улаживают межведомственные разногласия. Работая на постоянной основе, комиссия управляет программой более оперативно. И во многом тех результатов, о которых мы говорили, было бы невозможно достичь без кураторства всего процесса со стороны Правительства Российской Федерации.

КонсультантПлюс: Алексей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, подробнее о работе этой правительственной комиссии. Это координационный или совещательный орган?

Алексей Юрьевич: И координационный, и совещательный. Но что касается проекта внедрения электронного правительства, то в данном случае комиссия вынуждена была перейти в режим работы оперативного штаба. То есть координационных и совещательных функций оказалось мало. Буквально каждую неделю мы не только выдавали поручения и координировали процесс, но и физически заслушивали практически все федеральные органы власти. В условиях довольно жесткой дискуссии органы власти начали работать в нужном направлении.

Вдобавок на Интерфаксе был организован публичный мониторинг активности органов власти. Он наглядно демонстрирует, сколько запросов к сервису какого ведомства пришло с первого октября 2011 года. Фактически это означает, сколько граждан мы избавили от необходимости предоставления бумажных справок. Мониторинг также в целом отражает активность каждого ведомства. Есть ведомства, где количество запросов не превышает пяти. Это наталкивает на определенные мысли, например, почему у ведомства такая низкая эффективность работы? То есть "Электронное правительство" позволяет вскрыть информацию, которая до этого нигде не публиковалась. И в этом также заключается одно из его несомненных достоинств.

КонсультантПлюс: Расходы федерального бюджета на реализацию программы "Информационное общество" предварительно оценивались в более чем 100 млрд. руб. ежегодно, кроме того, не следует забывать и про расходы региональных бюджетов. Сколько бюджетных средств было затрачено за первый год реализации программы? Каким образом решается вопрос о контроле за целевым использованием средств?

Алексей Юрьевич: Расходы бюджетных средств на информационные технологии координирует Минкомсвязи и одобряет правительственная комиссия. На сегодня на федеральном уровне это порядка восьмидесяти миллиардов рублей. Если же говорить про целевое расходование средств, то контроль над использованием всех государственных средств осуществляет Счетная палата и иные контрольные органы. И государственная программа "Информационное общество" не исключение.

На будущий год правительственная комиссия планирует существенно расширить сферу контроля за использованием выделяемых средств и ввести такую единицу учета, как информационная система. Планируется открыть централизованный портал, где начиная с момента принятия решения о создании системы и заканчивая решением о вводе ее в эксплуатацию будет публиковаться полная информация, причем как с финансовыми, так и с количественными характеристиками. Например, сколько рабочих мест конкретное ведомство планирует оснастить новыми техническими средствами и сколько планирует на это затратить, а также сколько фактически ведомство потратит и сколько мест оснастит. Этот учет планируется сделать публичным. Поэтому, мне кажется, следующий год будет очень интересным с точки зрения оценки обществом IT-деятельности государства.

КонсультантПлюс: Алексей Юрьевич, сколько времени России потребуется, чтобы догнать остальные страны мира по уровню использования современных информационных технологий в государственном управлении и общественной жизни?

Алексей Юрьевич: В мире есть разные подходы к построению электронного правительства. Например, в Сингапуре все IT-сотрудники в ведомствах подчинены одному человеку - министру IT. Для нас на данный момент сложно себе представить, чтобы заместитель министра, предположим, образования или здравоохранения был подчиненным не своего министра, а министра связи и массовых коммуникаций. А в Сингапуре это так. Мы строим свое электронное правительство. И на федеральном уровне уже есть свои положительные результаты. Мы, конечно, не догоним в 2012 году Сингапур, Эстонию, или, например, Соединенные Штаты Америки, но и такого отставания тоже не будет. Уже в будущем году рейтинги России будут совершенно иными. Поверьте, это так.

КонсультантПлюс: Мы уже затронули тему внедрения межведомственного электронного документооборота, или, иначе, проект создания электронного правительства. Этот проект входил в состав предшествующей федеральной целевой программы "Электронная Россия" на 2002 - 2010 гг., но до конца не был реализован. Почему возникли трудности с внедрением новых технологий в процесс государственного управления? Как эти трудности решаются в новой программе "Информационное общество"?

Алексей Юрьевич: Главное отличие, что в программе "Электронная Россия" в принципе не подразумевалось исполнение функций штаба, координации всего процесса в целом. То есть планировалось, что каждый самостоятельно разработает и выполнит свой участок работы, а потом всё это вместе будет работать. Но так не бывает. Должна быть штабная функция. В программе "Информационное общество" эти задачи возложены на правительственную комиссию.

КонсультантПлюс: Многих волнует вопрос, как будет обеспечиваться безопасность передачи персональных данных при осуществлении электронного взаимодействия между органами власти. Насколько граждане могут быть уверены, что эта информация не попадет в чужие руки?

Алексей Юрьевич: В ходе построения системы электронного правительства никаких новых баз данных не создается. Была сформирована так называемая шина, представляющая собой замкнутое пространство, по которой данные по мере необходимости передаются из одного ведомства в другое. Базы же с данными остались на своих местах в министерствах и ведомствах. То есть по сути в плане безопасности ситуация практически не изменилась, поскольку за каждую информационную систему по-прежнему отвечает соответствующее ведомство. За саму шину, которая представляет собой некую защищенную почту, отвечает Минкомсвязи России.

В планах Правительства РФ стоит подключение к шине и банковских структур. Представьте себе, насколько упростятся сделки с недвижимостью, если у банков будет возможность обращаться напрямую к базам Росреестра. Или, например, при получении кредита сразу проверить, есть ли у клиента задолженность по штрафам или по налогам. Нет никаких сомнений, что банки надо подключать к этой системе.

КонсультантПлюс: Иван из Москвы спрашивает: "Какие структуры (государственные или коммерческие) будут осуществлять контроль за "информационным обществом"? Если коммерческие - неизбежно возникновение монополизма и возможностей "утечки" конфиденциальной информации. Если государственные - какие меры для этого будут приниматься?"

Алексей Юрьевич: За безопасность и работоспособность электронного взаимодействия отвечает один орган - Минкомсвязи России. Он же обеспечивает доступность и сохранность данных. Безусловно, что для выполнения ряда задач Минкомсвязи России может привлекать сторонних специалистов, но так называемое ядро всегда контролирует государство. Я приведу наглядный пример. Возьмем платежные системы Visa и MasterCard. Каналы доступа - магазины, терминалы, банкоматы, чем больше их, тем лучше. Но в каналах доступа нет ядра, нет данных. Все данные находятся в центре, куда нет свободного доступа. При этом даже если вы попали на недобросовестного агента, речь коснется только вашей единичной транзакции, но ни в коем случае не всего массива данных.

Так будет и в случае с электронным документооборотом. Минкомсвязи России отвечает за центральный сегмент. Провайдер - за осуществление доступа. При этом безопасность доступа будет обеспечиваться в зависимости от уровня той услуги, которую вы хотите получить. Например, регистрация недвижимости наверняка потребует наличия электронной подписи, подтверждающей ваши права. А, например, получение справки потребует только введения пароля и сеансового ключа. Но при этом отмечу, что всегда останется возможность получения той или иной услуги традиционным способом - с паспортом, в окошке. Эту альтернативу мы не собираемся отменять.

Близятся выборы в Государственную Думу РФ, хотелось бы подробнее узнать об информационных технологиях, которые будут использоваться на выборах 4 декабря. И ещё интересует, планируется ли у нас в стране в будущем голосование через Интернет и, как Вы думаете, реализуемо ли это вообще. Я думаю, что это вполне можно реализовать через услуги электронного правительства. Принимаются какие-то шаги для голосования граждан через Интернет? - Александр (г. Кунугур, Пермский край)

Алексей Юрьевич: Выборы 4 декабря пройдут традиционным способом, без применения голосования через Интернет. Хотя у нас уже есть случаи применения комплексов электронного голосования - это электронные урны. Информация в них локализуется на уровне избирательного участка. Но поскольку по закону о выборах только бумажные бюллетени определяют результат голосования, то все применяемые технологии пока направлены только на ускорение подсчетов и точности сверок, но не на сам процесс голосования.

Сейчас в нашей стране начали уделять внимание повышению доступности государственных услуг, запустили портал gosuslugi.ru. Однако фундаментальная государственная деятельность по-прежнему осталась в тени. В частности, речь идет о повышении прозрачности законодательной деятельности. Не повредила бы и возможность некоего участия граждан в процедурах принятия и согласования законопроектов. Есть ли в планах по созданию информационного общества помимо электронного правительства место для электронной Думы? Когда и в какой форме этого следует ожидать? - Рафаэль (г. Москва)

Алексей Юрьевич: Многое в этом направлении уже делается. Например, на сайте Правительства РФ http://www.government.ru/ уже существует специальный сервис - "Общественное обсуждение законопроектов". Там прошло обсуждение уже двух законопроектов: "О любительском рыболовстве" и "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". Сервис предлагает удобную систему навигации, возможность оставить свои пожелания и замечания. Подчеркиваю: на уровне государства есть общая концепция, как следует развивать подобные процедуры.

В последнее время на портале gosuslugi.ru стали появляться не только федеральные, но и региональные электронные услуги. При этом для региональных услуг, размещенных на федеральном портале, характерно крайне низкое качество. Например, на портале gosuslugi.ru размещено 10 электронных услуг по Новосибирской области. По каждой из этих услуг, во-первых, наименование не соответствует содержанию, а во-вторых, содержатся грубые ошибки в описании услуг. Кто и как контролирует качество региональных услуг, размещенных на федеральном портале? - Тимофеева Ольга (г. Москва)

Алексей Юрьевич: Буквально на днях Правительство РФ утвердило новый акт о порядке ведения реестра государственных и муниципальных услуг. Данный документ определяет новые правила размещения государственных услуг, в том числе и регионами. Вот как это происходит. В регионе назначается один ответственный - как правило, это местное министерство экономики. Все региональные и муниципальные органы власти направляют ему перечень своих услуг. В министерстве экономики их рассматривают на предмет корректности и непротиворечивости, и только после этого размещают в едином реестре услуг. Каждой услуге присваивается свой индивидуальный номер. Только после этого услуги размещаются на портале. То есть по сути портал в данном случае - это лицо реестра. В случае если у заявителя есть претензии к качеству размещенных услуг, я бы советовал направлять информацию по телефону горячей линии портала http://www.gosuslugi.ru. Каждый такой случай направляют на рассм! отрение в Минэкономразвития, которое отслеживает, чтобы регион все привел в надлежащий вид.

Как обстоят дела с материальным обеспечением органов власти в рамках программы? Вопрос связан с тем, что при попытке получить паспорт в ТП1 ОУФМС по Московской области в Балашихинском районе после подачи заявки через gosuslugi.ru в самом подразделении мне заявили, что на рабочем месте сотрудника отсутствует подключение к Интернету и потому я должен предоставить заявление и фотографии в бумажном виде. Фактически электронная госуслуга свелась к электронной очереди. - Федотов Андрей (г. Балашиха)

Алексей Юрьевич: В данном случае Ваша информация может свидетельствовать о недобросовестном исполнении своих обязанностей отделением федеральной миграционной службы г. Балашихи. Дело в том, все федеральные органы власти в системе межведомственного документооборота представлены одной точкой входа. В данном случае эта точка - миграционная служба, но не конкретный паспортный стол в г. Балашихе. Все запросы и все данные отгружаются в базу ведомства. Поэтому, скорее всего, либо в местном отделении не до конца внедрена система, либо из-за очередного обновления не было доступа к базе.

Я бы в таких случаях всегда рекомендовал обращаться в центральный аппарат органа власти, который по закону обязан рассмотреть все такие обращения граждан. Портал http://www.gosuslugi.ru не снимает ответственности с должностных лиц и не выполняет функции органа власти. Нужно обращаться с жалобой в вышестоящую инстанцию и добиваться исполнения законодательства. Кроме того, в этом году мы планируем принятие закона о досудебном обжаловании действий органов власти. Будет определена специальная процедура и создана специальная информационная система. Граждане смогут обжаловать действия чиновников быстро, будет предусмотрена возможность наложения серьезных штрафов на должностных лиц без необходимости обращения в суд.

Как нормативно регламентируется возможность оплаты за государственные услуги на едином портале государственных услуг? Или пока необходимая нормативная база не разработана? - Семен (г. Москва)

Алексей Юрьевич: Все электронные платежи на портале государственных услуг проходят через Федеральное казначейство. Это регламентировано приказом Федерального казначейства от 29 июня 2011 г. N 252 "Об утверждении Правил оказания Федеральным казначейством информационных услуг по учету начислений и фактов оплаты физическими и юридическими лицами государственных пошлин, денежных платежей (штрафов) и сборов". С 1 января 2013 года все без исключения банки и системы электронных денег также будут обязаны проводить такие платежи через казначейство, с использованием всех своих каналов: банкоматов, терминалов, интернет-банков. Сейчас к этой системе подключились всего несколько ведущих банков - Сбербанк, Банк Москвы и ряд других.

Смысл этой системы состоит в следующем. Допустим, вы входите в интернет-банк своего банка или в личный кабинет на портале государственных услуг. Неважно, какой из каналов доступа вы используете. И сразу при входе вы получаете полную информацию обо всех своих задолженностях: штрафы за неправильную парковку, неоплаченные налоги и т.д. При этом вы можете сразу списать требуемую сумму со счета. И можно больше не волноваться, если бумажная квитанция затеряется где-то на почте. Сервис позволит вести учет всей платежной истории. Несомненно, что это очень удобно. Поэтому мы надеемся, что банковский сектор уже сегодня начнет активнее включаться в этот процесс.

КонсультантПлюс: Мы благодарим Вас за интервью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий