понедельник, 1 сентября 2014 г.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ "ХОЗЯЙСТВЕННИКОВ" И "ЦИВИЛИСТОВ" В КОНТЕКСТЕ КОНВЕРГЕНЦИИ ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО ПРАВА


Показывается теоретическая несостоятельность и практическая неплодотворность традиционного противостояния "хозяйственников" и "цивилистов". Обосновывается существование концептуальной платформы для сближения их позиций и направления сотрудничества в оптимизации нормативно-правового регулирования экономического оборота.

The article touches upon the issues related to the subject-matter of corporate law, changes which are proposed to be introduced to the Civil Code of the RF with regard to determination of corporate relations and corporate organizations; considers the problems of teaching corporate law in Russia.

Определяющей и все более усиливающейся тенденцией мирового развития обоснованно признается конвергенция частного и публичного права, состоящая в проникновении частного права в сферу публичных отношений, а публичного права в сферу частных отношений <1>. Происходящие в рамках правовой конвергенции процессы заставляют критически, а подчас и по-новому взглянуть на обоснованность и плодотворность некоторых концептуальных подходов к теории и практике правового регулирования. Подобного рода подходы весьма четко просматриваются в рамках продолжающегося противостояния "хозяйственников" и "цивилистов", возникновение и исторические этапы развития которого глубоко и всесторонне были исследованы в трудах О.С. Иоффе <2>. Критический взгляд на концептуальные позиции сторонников этих подходов в контексте конвергенции частного и публичного права позволяет говорить о том, что они находятся в "плену" привычного отраслевого деления системы права, которое фактически не позволяет разграничить отрасли права и отрасли законодательства и поэтому ведет к подмене практической проблемы нормативного обеспечения оптимального сочетания частноправового регулирования теоретической проблемой дуализма частного права.

--------------------------------

<1> См.: Алексеев С.С. Линия права. М., 2006. С. 15 - 17; Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. М., 2009. С. 339.

<2> См.: Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву. М., 2000. С. 696 - 742; Он же. О хозяйственном праве (теория и практика) // Гражданское законодательство: Статьи, комментарии, практика. Вып. 20. Алматы, 2004. С. 36 - 70.

 

Первые исходят из неспособности гражданского законодательства, основанного на принципах частного права, эффективно регулировать отношения экономического оборота, носящие комплексный характер, и необходимости в этой связи принятия хозяйственного законодательства. Они полагают, что Гражданский кодекс Российской Федерации, включивший нормы частного права о предпринимательской деятельности, но не охвативший относящиеся к ней публично-правовые нормы, не способствует государственному регулированию экономики. Отсутствие общих норм, относящихся к публично-правовой регламентации хозяйственной деятельности, восполняется использованием норм административного права для регулирования экономики. Иными словами, публично-правовое регулирование строится не на хозяйственно-правовой основе, а по принципам "полицейского" права, которое хотя и нужно для борьбы с административными правонарушениями, но ни в коей мере не отражает специфику государственного регулирования хозяйственной деятельности. Для улучшения сложившейся ситуации предлагается разработать и законодательно закрепить хозяйственно-правовой инструментарий государственного регулирования хозяйственной деятельности путем издания Хозяйственного (Предпринимательского) кодекса, который будет регулировать хозяйственные отношения по горизонтали и вертикали. Отмечается, что если частные начала в правовом регулировании экономики имеют прочную базу, которую составляет Гражданский кодекс Российской Федерации, созданный по западным образцам, то те же образцы могли быть использованы и для формулирования исходных принципов публично-правового регулирования экономики. Решение данной проблемы, по их мнению, состоит в принятии Хозяйственного кодекса, соединяющего государственное регулирование и частноправовые начала, а также в принятии ряда ключевых законодательных актов, отражающих то же регулирование в его различных аспектах. Четкое деление права на публичное и частное уже не работает. Если сразу после реформ мы резко "качнулись" в сторону, полагая, что у нас больше частноправового, чем публично-правового, то позже выяснилось, что нами была недооценена роль публично-правовых регуляторов. Оказалось, что мы уделяли большое внимание частноправовым регуляторам, практически оставив без внимания иные вопросы, а также не сформулировали иные регуляторы, в силу чего и возникло множество из существующих проблем.

С этих же позиций подвергается жесткой критике Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренная 7 октября 2009 г. Советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте Российской Федерации. В частности, отмечается, что Концепция подготовлена на основе заимствования западноевропейского законодательства при умышленном игнорировании принципа дуализма частного права, присущего романо-германской правовой системе. В Концепции отсутствует комплексный подход к развитию всего законодательства, регулирующего рыночную экономику, в том числе законодательства о предпринимательской (хозяйственной) деятельности в целом. Концепция не может служить правовой основой для модернизации российской экономики, поскольку она опирается на либерально-цивилистическую доктрину, приведшую экономику страны к провалу. Делается вывод, что на решение существующих проблем нормативно-правового регулирования экономики и совершенствования предпринимательского (хозяйственного) законодательства неблагоприятно влияет многолетняя деятельность группы лиц, близких к законодательным органам и исповедующих идеи рыночного фундаментализма и крайнего либерализма. Эта группа, опирающаяся на поддержку иностранных спонсоров, своекорыстные интересы которых не совпадают с интересами социально-экономического развития России, постоянно лоббирует рекомендации об искоренении государственного регулирования в России <3>.

--------------------------------

<3> См.: Лаптев В.В. Современные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права // Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие / Под ред. М.И. Славина. М., 2002. С. 20 - 21; Занковский С.С. Публичные и частные начала в правовом регулировании экономики // Там же. С. 41; Дойников И.В. К вопросу о концепции развития предпринимательского (хозяйственного) права в современных условиях // Вопросы правоведения. 2010. N 1. С. 62 - 80.

 

Квинтэссенция противоположной позиции изложена в экспертном заключении Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства по новому проекту Торгового кодекса Евразийского экономического сообщества от 30 ноября 2009 г. В заключение, в частности, говорится, что проект представляет собой компиляцию Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых на его основе законодательных актов. Перенесенные в проект нормы Кодекса приобретают в проекте иное значение, поскольку оказываются в совершенно ином комплексе правовых норм, различающихся по их юридической природе. Составители проекта исходят из ошибочного положения о том, что для создания любого закона достаточно собрать в него нормы, относящиеся к одному вопросу или предмету. В проекте имеется в виду существование особой отрасли - законодательства о торговле, хотя Конституция Российской Федерации в перечне различных отраслей и областей законодательства не упоминает о торговом законодательстве. Такой подход имеет принципиальное значение для России, поскольку означает, что регулирование различных отношений в сфере торговли относится к разным отраслям законодательства. Принятие Торгового кодекса ЕврАзЭС повлечет за собой дуализм кодексов, представляющий одно из направлений дуализма частного права, хотя в России предпосылки для этого объективно отсутствовали и отсутствуют. Необходимо отказаться от идеи создания комплексного документа, регулирующего и гражданско-правовые, и публично-правовые отношения, что не исключает разработки самостоятельных унифицированных актов, регулирующих, например, вопросы технических регламентов, рекламы, отношения в области защиты прав потребителей и др. Делается вывод, что проект Торгового кодекса Евразийского экономического сообщества не может быть поддержан по соображениям "концептуального характера" <4>.

--------------------------------

<4> См.: Политика права. Из практики Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации, совершенствованию гражданского законодательства // Вестник гражданского права. 2010. N 2. Т. 10. С. 174 - 181.

 

Внимательный анализ дискуссий между "хозяйственниками" и "цивилистами" показывает, что они фактически ведутся по проблеме формы конвергенции частного и публичного права. Первые, полагая, что деление права на частное и публичное уже утратило всякое значение, предлагают тем не менее идти по пути принятия комплексных законодательных актов, включающих в себя как публично-правовой, так и частноправовой методы нормативного регулирования, называя это сочетание дуализмом частного права. Вторые, отрицая существование почвы для дуализма частного права в России, выступают против комплексного законодательного регулирования экономического оборота, допуская в принципе принятие отдельных нормативных актов, содержащих нормы публичного и частного права.

В действительности о дуализме частного права, впрочем, так же как и публичного, говорить нет никаких объективных оснований. Эти две отрасли права формируются и существуют объективно постольку, поскольку существует товарное производство и необходимость его властной организации. Однако существование этих двух объективных обстоятельств является неоспоримым основанием и свидетельством не дуализма частного права, а дуализма законов, выражающегося в необходимости принятия актов, содержащих нормы как частного, так и публичного права. Конечно, такие акты не должны представлять собой компиляцию уже действующих и показавших свою эффективность законов. Их принятие будет считаться оправданным лишь в том случае, если в рамках общественных отношений формируются и обособляются такие их специфические сегменты, эффективное регулирование которых уже не может быть обеспечено существующими законодательными актами. Однако в любом случае речь здесь должна идти не о дуализме частного права, а о реформировании специфических форм конвергенции частного и публичного права, востребованных практикой и обеспечивающих наиболее благоприятное для развития соответствующих сфер экономического оборота сочетание частноправового и публично-правового методов их регулирования. Это, как справедливо отмечается в литературе, особенно важно учитывать в условиях непрекращающегося научно-технического прогресса, в результате которого появляются новые формы отношений, требующие правового регулирования, но к которым неприменимы традиционные правовые механизмы <5>.

--------------------------------

<5> См.: Хабриева Т.Я. Право и модернизация экономики // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2010. N 1. С. 5.

 

 

 

Н.М. КОРШУНОВ
Коршунов Николай Михайлович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий