Физическое лицо не имеет статуса индивидуального предпринимателя.
Каковы юридические последствия заключения договора поставки с физическим лицом? Допустимо ли заключение договора поставки с физическим лицом (покупатель)? Может ли такая сделка быть расценена как притворная?
В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Как следует из буквального толкования приведенной нормы, она содержит определенные указания относительно субъектного состава сторон по договору поставки только в отношении продавца. Именно про него говорится, что он является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Аналогичное указание на характер деятельности покупателя в этой норме отсутствует. Вместо этого она подчеркивает характер использования передаваемого товара, определяя при этом, что он может быть использован не только в предпринимательской деятельности, но и в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что наличие у покупателя по договору поставки статуса индивидуального предпринимателя не является обязательным признаком указанного договора. Следовательно, ст. 506 ГК РФ не содержит никаких формальных ограничений на участие в таком договоре со стороны покупателя физического лица, не имеющего данного статуса. Отсутствуют подобные ограничения и в иных положениях гражданского законодательства.
Более того, следует учитывать, что п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки" обращает внимание на то, что наименование договора и наименование сторон в нем не являются определяющими признаками договора поставки. Основываясь на этом разъяснении, суды указывают, что категория покупателей (физические или юридические лица) не имеет определяющего значения при квалификации того или иного договора как договора поставки (смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 N 03АП-1448/13, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2013 N 11АП-4136/13, решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.12.2014 по делу N А57-11098/2014)*(1).
Таким образом, само по себе заключение договора поставки с физическим лицом, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, законодательству не противоречит и не приводит к признанию такого договора недействительным по тем или иным основаниям.
Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что предусмотренные ст. 506 ГК РФ цели приобретения товаров по договору поставки, а также сами характеристики подобных товаров зачастую не оставляют практической возможности участия в таком договоре со стороны покупателя физического лица, не ведущего предпринимательскую деятельность.
В связи с этим, при условии, что проданный по договору поставки товар фактически приобретался физическим лицом для личных, семейных, домашних и тому подобных целей, нельзя исключить иной квалификации указанного договора (например, как договора розничной купли-продажи). Это приведет, в том числе, к применению к договору поставки правил о том договоре, в качестве которого он будет квалифицирован. В частности, к такому договору в силу п. 3 ст. 492 ГК РФ и преамбулы Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" могут быть применены нормы законодательства о защите прав потребителей, которые предполагают большую защиту покупателя как слабой стороны в договоре и большую ответственность продавца.